Особенности учреждений дополнительного образования детей.
Алексеева Анастасия Викторовна
Методист МАОУДО «ДДЮТ» г.Чебоксары
Дополнительное образование детей – образовательная практика, предназначенная для реализации творческого потенциала в любой профессиональной сфере. Учреждения дополнительного образования детей включают в себя все разнообразие направлений, обеспечивающих интересы воспитанников всех возрастов, предоставляют большие возможности для сохранения и изучения педагогических традиций и, одновременно, позволяют внедрять самые современные методы обучения, развития и воспитания, основанные на гуманистических ценностях педагогики сотрудничества.
Система дополнительного образования детей с ее высокой степенью вариативности имеет ряд специфических особенностей, рассмотрим их.
Первой особенностью учреждений дополнительного образования детей является то, что они имеют различное ведомственное подчинение, например: Министерство образования РФ, Министерство культуры РФ, Государственный комитет РФ по физической культуре, спорту и туризму.
Вторая особенность связана со спецификой субъектов социального воспитания в учреждениях дополнительного образования детей. Своеобразие состоит в том, что учреждения дополнительного образования детей по тому или иному профилю связано с наличием в воспитательной организации соответствующего специалиста. Успех развития дополнительного образования детей зависит от умения привлекать людей из числа творческих работников, кто профессионально владеет каким-либо ремеслом. Многие педагоги дополнительного образования, не имея профессионально-педагогической подготовки, являются специалистами в конкретной предметно-практической сфере, поэтому решение ими задач социального воспитания происходит интуитивно. Эффективность профессиональной деятельности педагога дополнительного образования детей обусловлена его самореализацией.
Работа педагога дополнительного образования детей регламентируется программой, которую он создает на основе своих собственных представлений и легализует через соответствующие экспертизу и утверждение.
Содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать:
- достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
- соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);
- направленностям дополнительных образовательных программ (научно- технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, экологобиологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной).
Быть направлено на:
- создание условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности воспитанника к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- профилактика асоциального поведения;
- создание условий для социального, культурного, профессионального самоопределения, творческой самореализации личности воспитанника, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;
- целостность процесса психического, физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Третья особенность – специфика вхождения ребенка в воспитательную организацию. В отличие от школы, в учреждениях дополнительного образования воспитанник добровольно выбирает детское сообщество, в котором чувствует себя наиболее комфортно. Часто именно этот фактор оказывает прямое влияние на первичный выбор у учащегося студии или кружка. Обучающиеся приходят на занятия в свободное от основной учёбы время. Для их удержания педагог дополнительного образования не может использовать тот арсенал дисциплинарных приемов, который есть у педагогов в общеобразовательной школе. Поэтому педагог дополнительного образования детей должен быть фанатом двух аспектов: того мира занятий, в которое он вводит учащихся, и мира воспитания детей. Требование фанатичности или энтузиазма объясняется тем, что без этого сверхнормативного отношения к занятиям невозможно заразить учеников этой практикой. Только привлекательность самой деятельности, форм и методов её организации, комфортная атмосфера в детском сообществе, яркая индивидуальность, искренность и доброжелательность педагога способствуют тому, что ребенок в течение длительного времени проводит свой досуг в учреждении дополнительного образования.
Добровольно включаясь в образовательный процесс, ребенок и его родители доверяют педагогам свое самое ценное достояние – свободное время, надеясь, что результатом такой инвестиции станет эффективное удовлетворение комплекса образовательных потребностей развивающейся личности. Именно в системе дополнительного образования детей стал возможным индивидуальный подход к ребенку, свободный от жестокой оценки и регламентации.
Многочисленные учреждения дополнительного образования детей предлагают различные услуги, в качестве заказчиков выступают воспитанник и его родители. Учащийся сам определяет в каком кружке он будет заниматься и выбирает преподавателя. Отношения заказчик-исполнитель создают предпосылки для выбора предметной направленности деятельности в учреждениях дополни- тельного образования детей. Здесь возникает специфическая черта – постоянная ориентированность на привлечение учащихся, так как от этого зависит возможность для педагога реализовать образовательную программу.
Принцип комплектования воспитательной организации как добровольность создает необходимость обеспечить мотивацию участия в деятельности у учащихся. Развитие у воспитанников мотивации участвовать в деятельности детских объединений предполагает конструирование таких ситуаций жизнедеятельности, в которых окружающие предметы порождают у детей привлекательные (подобные образам потребностей) образы. Содержание социального воспитания в учреждениях дополнительного образования детей включает, с одной стороны, непосредственное побуждение, заражение, вовлечение учащихся в совместную деятельность, а с другой – ориентирует ребенка на осознание значимости и ценности этих занятий. Добровольность вхождения в воспитательную организацию обеспечивается и предоставлением возможностей выбора различных форм реализации себя, того или иного объединения, соответствующего интересам и наклонностям воспитанников, переключением с одного вида деятельности на другой в рамках одного объединения. Добровольность в учреждениях дополни- тельного образования детей проявляется и в том, что учащийся в любое время может поменять кружок или покинуть учреждение.
Четвертая особенность учреждений дополнительного образования детей наиболее ярко проявляется в образовании и определяется взаимоотношениями с образовательной школой. Ребенок посещает данное учреждение параллельно со школой, поэтому детские объединения выполняют функцию дополнения.
Слово «дополнительный» (дополнительное) имеет две интерпретации. В первом случае это то, что делает более полным, восполняет недостающее. Во втором варианте дополнительное предстает как прибавление сверх, помимо не- обходимого. Дополнительное образование призвано дополнить каждому ребенку общую необходимую основу, которую обеспечивает школа. Это дополнение должно осуществятся в русле желаний и возможностей воспитанника, его родителей, общества, государства. Зависимость дополнительного образования от основного заключается в определении государством того содержания образования, которое является основным. Содержание дополнительного образования составляет то, что не является общим и обязательным. Данная периферийность не принижает его значения, наоборот делает средством гуманизации системы образования в целом.
Дополнительное образование детей выделяется на основе специфической функции дополнения общего, дополнения как унифицированного, как базового, как обязательного и как академического (теоретического). Дополнительное образование детей не является унифицированным, оно ориентировано на удовлетворение индивидуально- групповых образовательных потребностей, которые объективно не могут быть учтены при организации массового общего образования. Образовательная программа в дополнительном образовании детей создается как методическое обеспечение образовательного процесса группы воспитанников, состав которой определяется наличием той или иной образовательной потребности, связанной с возрастными особенностями, с ценностями социальной, этнической, субкультурной группы, индивидуальными интересами и возможностями.
Дополнительное образование не является академическим, т.е. ориентированным в отборе содержания на основы наук. Во-первых, содержание может дополнять основное в аспекте применения знаний умений, т.е. иметь практическую направленность. Во – вторых, оно может восполнять имеющиеся с точки зрения потребностей повседневной жизни пробелы в содержании основного образования – утилитарная направленность. В третьих, оно имеет междисциплинарный, синтетический характер. Сфера дополнительного образования детей тем шире, чем более академичен и унифицирован характер основного школьного образования.
Дополнительное образование детей в отличие от основного не является обязательным, отсутствие его не может быть препятствием для продолжения образования, приобретения профессии. Необязательность его выражается также и в добровольности, менее жесткой регламентации образовательного процесса. С одной стороны, ребенок или его родители сами определяют содержание и форму получения дополнительного образования, меру обязательности посещения занятий. С другой – учреждение дополнительного образования задает некие правила, регламентирующие поведение детей и педагогов, касающиеся среди прочего и обязательности посещения занятий.
Учреждения дополнительного образования детей в государственной системе социального воспитания играют подчиненную роль. Данное обстоятельство выражается как в определении содержания организуемого социального опыта и образования, так и в подстройке порядка функционирования под режим общеобразовательной школы.
Пятая особенность учреждений дополнительного образования детей – содействие в профессиональном самоопределении учащихся, предоставление возможности воспитанникам выбирать сферу деятельности из предложенного перечня. Предназначенность учреждений дополнительного образования детей для старшего дошкольного и всего школьного возрастного спектра приводит к тому, что профессиональная ориентация становится процессом постепенного уточнения интересов ребенка, восхождения его к профессии путем многочисленных проб в сфере практической деятельности через углубление и расширение содержания образования, а также через освоение ребенком способов деятельности, что представляет собой либо профилизацию, либо профессионализацию. Профилизация образования имеет место, когда в качестве его содержания выступает определенная образовательная область. При этом не только могут углубленно изучаться дисциплины одной из образовательных областей базового учебного плана общеобразовательной школы, но и могут раскрываться межпредметные связи. В учреждении дополнительного образования детей обучение отличается прикладной направленностью. В его содержании относительно большую долю составляет освоение приемов и способов деятельности не только учебной, но и практической, что создает возможности для профессионализации воспитанника.
В отличии от школы, которая готовит выпускников к профессиональной деятельности, для учреждения дополнительного образования детей возможен и внешне тупиковый вариант. Социальный опыт, базовые профессиональные навыки, приобретенные в учреждении дополнительного образования детей не обязательно становятся основой будущей профессии, они больше организуют опыт самостоятельной свободной ориентации в различных сферах деятельности. В связи с этим насколько интенсивно ребенок осваивал дополнительную образовательную программу, становится не важным.