"Сенсорное развитие младшего дошкольного возраста"
Покровская Мария Владимировна, Мишакова Ирина Аркадьевна
Воспитатели МБДОУ "Детский сад 211"
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов и явлениях окружающего мира. От уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее, в значительной степени зависит умственного, физического. Эстетического воспитания. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Ранний возраст – период благоприятный для физического, речевого, сенсорного развития ребенка, именно в этом возрасте зарождается личность человека. Это показывают многие исследования педагогов и психологов, которые считают, что ранний возраст заключает в себе большие возможности для развития восприятия и представлений. Также профессор Щелованов Н.И. назвал ранний возраст «золотой порой» сенсорного развития. В раннем возрасте перед сенсорным воспитанием стоят определенные задачи. Например, на первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимание к свойствам предметов. Когда у малыша начинает формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна – необходимо помочь ребёнку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Сенсорное воспитание в этом периоде – основной вид воспитания. Чтобы привлечь внимание ребенка раннего возраста к свойствам предметов, нужно организовать такие действия с предметом, при которых требуется сопоставить предметы по форме, величине, установить их совпадение или несовпадение. Для этого предлагают детям накладывать предметы друг на друга, чтобы сравнить по форме и величине, прикладывать их вплотную друг друга, сравнивая цвета. Ребенок, увеличенный привлекательным замыслом игры, как бы не замечает того что он учиться. Дидактические игры на занятиях подчиняются логики и помогают воспитателю сделать учебные задачи более понятными и интересными для детей. В процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет действия. Направленные на группировку объектов, соотнесение их по цвету, форме, величине. Так, играя со сборной матрешкой, малыш соотносит между собой детали одежды куклы, в значительной мере ориентируясь на их цвет. Накопления детьми сенсорного опыта в повседневной жизни имеет большое значение. На основе этого опыта, с одной стороны происходит упорядочение знаний на занятиях. С другой – во вне учебного времени у ребенка закрепляются те знания и умения, которые сформированы на занятиях.