«Перкуссия тела, как искусство исполнения ритмов, без использования музыкальных инструментов»
Васильева Татьяна Васильевна
Колесникова Наталия Валентиновна
Музыкальные руководители МБДОУ «Детский сад №158» г. Чебоксары
Аннотация. «Перкуссия тела» - один из инновационных подходов в музыкально-ритмической деятельности для дошкольников, где в качестве инструмента используется тело, а не голос. Данная техника широко используется в музыкальной педагогической практике, поскольку она помогает дошкольнику не просто услышать, а прочувствовать ритм, ощутить его внутри себя и воспроизвести. Главная цель данного направления – раскрыть творческий потенциал детей через движения тела.
Выступление.
В XX веке в поиске новых технологий, инновационных подходов, нового звучания, музыканты пришли к пониманию, что собственное тело само по себе представляет отличный музыкальный инструмент с различными оттенками звучания. Это не только самый доступный инструмент, но и, в то же время, самый тонкий и сложный. Палитра звуков, извлекаемых им практически безгранична.
Body Percussion (перкуссия тела) – искусство владения своим телом как «музыкальным инструментом» с элементами танца. Научившись виртуозно им управлять, можно овладеть универсальным и понятным в любой точке земли языком ритмов и движений.
Человеческий организм – это оригинальный и единственный ударный инструмент, которым обладает каждый. Благодаря своей доступности это направление широко используется в музыкальном искусстве
Карл Орф был одним из первых, кто воплотил в своём новаторском подходе к музыкальному обучению детей синтез движения, пения, игры и импровизации заложив основу этого направления.
Слушать и слышать свое тело, играть на нем как на перкуссии – это значит пропустить музыку, ее ритм непосредственно через себя. Идея исполнения музыки для которой не нужны инструменты – это гениально и очень подходит ребенку.
Музыка тела доступна для всех с раннего возраста. Примеры Body Percussion мы видим в детских играх, песнях, танцах («ладушки», «танец маленьких утят», считалки и др.). Детям нравится заниматься Body Percussion – для них так естественно взаимодействовать с различными частями своего тела, в отличие от взрослых, которым зачастую мешает скованность и зажимы.
Экспериментируя с движениями тела, ритмические рисунки исполняются на разных его частях. Например, это топот ногами или притопы различной силы, похлопывания по коленям или шлепки одной или двумя руками по бедру, хлопки в ладоши раскрытыми или согнутыми «лодочкой» ладонями, щелчки пальцами. После того как музыкант начинает уверенно исполнять эти элементы, он начинает экспериментировать и в копилку «звуковых эффектов» добавляются пощёчины с открытым и закрытым ртом, клацанье языком, свист, стук. И это далеко не полный перечень звуков, легко воспроизводимых любым человеком при помощи собственного тела. Изменяется окраска звука и от положения ладоней при хлопке и от месторасположения рук. В итоге опытный перкуссионист овладевает большой палитрой звуков и умелое их чередование даёт потрясающий эффект единой музыкальной канвы.
Такие упражнения помогают буквально прочувствовать ритм всем телом, научиться выражать свое состояние звуками и движениями своего тела. Участники получают опыт использования тела как музыкального инструмента, создающего общий ритм. При этом игра с ритмом слов или бессмысленными слогами также может быть элементом телесной музыкой.
Body Percussion – это искусство исполнения ритмов, без использования музыкальных инструментов. Только тело, движение, голос. Здесь учащийся становится и танцором, и музыкантом одновременно.
Главная цель данного направления – раскрыть творческий потенциал детей через движения тела. Body Percussion способствует проявлению индивидуальности, развитию фантазии, импровизации. Предоставляет шанс осознать возможности своего тела как музыкального инструмента средствами его самовыражения. Что в свою очередь способствует развитию выразительности в общении и иных формах взаимодействия с окружающим миром
Телесная музыка в форме современного искусства основана на традиционных формах разных стран. Это и индонезийский саман (танец, состоящий из различных движений туловищем и руками, и неизменно сопровождающийся песнями), ирландский стэп, пальмас во фламенко (ритм секция, которая создается при помощи хлопков в ладоши), эфиопская музыка подмышки, хамбоне в Соединенных Штатах (музыкальная техника, в которой человеческое тело выступает в качестве инструмента). Перкуссия тела - это подмножество «телесной музыки».
В мировой педагогической практике есть несколько общепризнанных и известных концепций «воспитания» детей, которые стали основой для разработки различных программ и методик. Одной из самых известных, распространенных более чем в пятидесяти странах мира, является концепция музыкального воспитания Карла Орфа «Шульверк. Музыка для детей». «Шульверк» - особая разновидность учебной игры или игра в музыку.
Хлопки, шлепки, притопы и щелчки пальцами, удары тыльной стороной ладони – это элементарные звукодвигательные выразительные средства, которые используются в направлении «Bodi percussion» что в переводе с латинского означает звучащие жесты. Техника Вody percussion широко используется в музыкальной педагогической практике, поскольку она помогает ребенку не просто услышать, а прочувствовать ритм, ощутить его внутри себя и воспроизвести. Занимаясь «Перкуссией тела» дети в буквальном смысле учатся создавать музыку своими руками.
В данной технике традиционно используют четыре основных body-звука (в порядке от самого низкого до самого высокого):
-Топ - топ – шагание ногами по полу ;
-Шлеп - шлеп – хлопки ладонями или по коленям (поочередно или одновременно);
-Хлоп-хлоп – хлопанье в ладоши;
- Щелк - щелк – щелчки большим и средним пальцами.
Освоив базовые «аккорды» и научившись сотрудничать с собственным телом, мы пошли дальше и придумали «Body-звуки», которые используем в своей практике.
-Тум – удар двумя ногами;
-Тэка-тэка – хлопки по животу (поочередно или одновременно);
-Клап- клап - хлопки ладонями по бедрам (поочередно или одновременно);
-Тока-тока – хлопки по груди (поочередно или одновременно);
Научившись выражать свое состояние с помощью звуков тела, ребенок становится соавтором и создателем собственного музыкального мира, в этом заложена успешность в обучении и воспитании активной творческой личности.
А сейчас мы перейдем к мастер – классу «Веселые ритмы тела» и на практике попробуем то, о чем мы говорили