Педагогическая копилка

Перкуссия тела, как искусство исполнения ритмов, без использования музыкальных инструментов

«Перкуссия тела, как искусство исполнения ритмов, без использования музыкальных инструментов»


Васильева Татьяна Васильевна

Колесникова Наталия Валентиновна

 

Музыкальные руководители МБДОУ «Детский сад №158» г. Чебоксары


 Аннотация. «Перкуссия тела» - один из инновационных подходов в музыкально-ритмической деятельности для дошкольников, где в качестве инструмента используется тело, а не голос. Данная техника широко используется в музыкальной педагогической практике, поскольку она помогает дошкольнику не просто услышать, а прочувствовать ритм, ощутить его внутри себя и воспроизвести. Главная цель данного направления – раскрыть творческий потенциал детей через движения тела.
Выступление.
  В XX веке в поиске новых технологий, инновационных подходов, нового звучания, музыканты пришли к пониманию, что собственное тело само по себе представляет отличный музыкальный инструмент с различными оттенками звучания. Это не только самый доступный инструмент, но и, в то же время, самый тонкий и сложный. Палитра звуков, извлекаемых им практически безгранична.
  Body Percussion (перкуссия тела) – искусство владения своим телом как «музыкальным инструментом» с элементами танца. Научившись виртуозно им управлять, можно овладеть универсальным и понятным в любой точке земли языком ритмов и движений.
  Человеческий организм – это оригинальный и единственный ударный инструмент, которым обладает каждый. Благодаря своей доступности это направление широко используется в музыкальном искусстве
  Карл Орф был одним из первых, кто воплотил в своём новаторском подходе к музыкальному обучению детей синтез движения, пения, игры и импровизации заложив основу этого направления.
  Слушать и слышать свое тело, играть на нем как на перкуссии – это значит пропустить музыку, ее ритм непосредственно через себя. Идея исполнения музыки для которой не нужны инструменты – это гениально и очень подходит ребенку.
  Музыка тела доступна для всех с раннего возраста. Примеры Body Percussion мы видим в детских играх, песнях, танцах («ладушки», «танец маленьких утят», считалки и др.). Детям нравится заниматься Body Percussion – для них так естественно взаимодействовать с различными частями своего тела, в отличие от взрослых, которым зачастую мешает скованность и зажимы.
  Экспериментируя с движениями тела, ритмические рисунки исполняются на разных его частях. Например, это топот ногами или притопы различной силы, похлопывания по коленям или шлепки одной или двумя руками по бедру, хлопки в ладоши раскрытыми или согнутыми «лодочкой» ладонями, щелчки пальцами. После того как музыкант начинает уверенно исполнять эти элементы, он начинает экспериментировать и в копилку «звуковых эффектов» добавляются пощёчины с открытым и закрытым ртом, клацанье языком, свист, стук. И это далеко не полный перечень звуков, легко воспроизводимых любым человеком при помощи собственного тела. Изменяется окраска звука и от положения ладоней при хлопке и от месторасположения рук. В итоге опытный перкуссионист овладевает большой палитрой звуков и умелое их чередование даёт потрясающий эффект единой музыкальной канвы.
   Такие упражнения помогают буквально прочувствовать ритм всем телом, научиться выражать свое состояние звуками и движениями своего тела. Участники получают опыт использования тела как музыкального инструмента, создающего общий ритм. При этом игра с ритмом слов или бессмысленными слогами также может быть элементом телесной музыкой.
  Body Percussion – это искусство исполнения ритмов, без использования музыкальных инструментов. Только тело, движение, голос. Здесь учащийся становится и танцором, и музыкантом одновременно.
  Главная цель данного направления – раскрыть творческий потенциал детей через движения тела. Body Percussion способствует проявлению индивидуальности, развитию фантазии, импровизации. Предоставляет шанс  осознать возможности своего тела как музыкального инструмента средствами его самовыражения. Что в свою очередь способствует развитию выразительности в общении и иных формах взаимодействия с окружающим миром
  Телесная музыка в форме современного искусства основана на традиционных формах разных стран. Это и индонезийский саман (танец, состоящий из различных движений туловищем и руками, и неизменно сопровождающийся песнями), ирландский стэп, пальмас во фламенко (ритм секция, которая создается при помощи хлопков в ладоши), эфиопская музыка подмышки, хамбоне в Соединенных Штатах (музыкальная техника, в которой человеческое тело выступает в качестве инструмента). Перкуссия тела - это подмножество «телесной музыки».
  В мировой педагогической практике есть несколько общепризнанных и известных концепций «воспитания» детей, которые стали основой для разработки различных программ и методик. Одной из самых известных, распространенных более чем в пятидесяти странах мира, является концепция музыкального воспитания Карла Орфа «Шульверк. Музыка для детей». «Шульверк» - особая разновидность учебной игры или игра в музыку.
  Хлопки, шлепки, притопы и щелчки пальцами, удары тыльной стороной ладони – это элементарные звукодвигательные выразительные средства, которые используются в направлении «Bodi percussion» что в переводе с латинского означает звучащие жесты. Техника Вody percussion широко используется в музыкальной педагогической практике, поскольку она помогает ребенку не просто услышать, а прочувствовать ритм, ощутить его внутри себя и воспроизвести. Занимаясь «Перкуссией тела» дети в буквальном смысле учатся создавать музыку своими руками.  
  В данной технике традиционно используют четыре основных body-звука (в порядке от самого низкого до самого высокого):
-Топ - топ – шагание ногами по полу ;
-Шлеп - шлеп – хлопки ладонями или по коленям (поочередно или одновременно);
-Хлоп-хлоп – хлопанье в ладоши;
- Щелк - щелк – щелчки большим и средним пальцами.
Освоив базовые «аккорды» и научившись сотрудничать с собственным телом, мы пошли дальше и придумали «Body-звуки», которые используем в своей практике.
-Тум – удар двумя ногами;
-Тэка-тэка – хлопки по животу (поочередно или одновременно);
-Клап- клап - хлопки ладонями по бедрам (поочередно или одновременно);
-Тока-тока – хлопки по груди (поочередно или одновременно);
  Научившись выражать свое состояние с помощью звуков тела, ребенок становится соавтором и создателем собственного музыкального мира, в этом заложена успешность в обучении и воспитании активной творческой личности.
   А сейчас мы перейдем к мастер – классу «Веселые ритмы тела» и на  практике попробуем то, о чем мы говорили