Педагогическая копилка

Роль нравственного воспитания обучающихся с ОВЗ в развитии личности и общества в целом

2024-10-31 18:00

Роль нравственного воспитания обучающихся с ОВЗ в развитии личности и общества в целом

Мальцева Галина Валерьевна

БОУ ЧР «Ибресинская общеобразовательная школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»


Определение процесса воспитания очень многогранно, сам процесс очень сложен даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с отклонениями в развитии.

Одна из задач воспитания – правильно организовать деятельность ребенка с нарушением интеллекта. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Развитие морального сознания ребенка с ОВЗ происходит через восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают от педагогов, и от окружающих взрослых людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение, таким образом, формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим, формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Направленность воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому.

Необходимое звено в процессе нравственного воспитания – моральное просвещение, цель которого – сообщить ребенку с нарушением интеллекта совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков.

Проблемы нравственного воспитания требуют применения особых технологий, методов в работе педагога. Трудность проблемы нравственного воспитания обучающихся с ОВЗ определяется:
- недостаточностью исследования темы нравственного воспитания детей с ОВЗ, поскольку нет специальных программ в заданном направлении:
- разнообразными глубокими нарушениями в психофизиологическом развитии (наличие серьезных нарушений в сфере возбудимости, неуравновешенности в поведении);
- семьи обучающихся, зачастую, относятся к категориям малообеспеченных, неблагополучных, с низким образовательным статусом родителей;
- стихийное воспитание («уличное», чаще безнравственное) может негативно воздействовать на формирование личности, усугубляя проблемы состояния здоровья, превращая их в «социально-опасную» группу населения.

Нравственное воспитание и обучение умственно отсталых ребят в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. Воспитатель может добиться того, чтобы убеждения воспитанников соответствовали по содержанию основным нормам морали. Методы нравственного воспитания обучающихся с ОВЗ:

1. Методы формирования нравственного сознания, направленные на понимание и принятие нравственных идеалов и принципов общественно-социального поведения:
- разъяснительные, информационные методы (экскурсии, беседы, положительные примеры, которые взяты из жизни, использование художественной литературы и предметов искусства, обсуждение прочитанного и увиденного). В связи с приобретением новой информации обучающийся вырабатывает нравственные оценки и представление об окружающем мире;
- практические методы – это ситуации, организованные педагогом, и направленные на формирование навыков ручного труда, самообслуживания и др.(совместные прогулки, разнообразная художественная деятельность, спортивная терапия и др.);
- оценочный подход – применяется совместно с другими методами воспитания, определяется использованием поощрений (благодарность педагога, похвала, одобрение, награда) за положительные результаты и успехи ребенка, и наказанием за проступки.

2. Методы формирования навыков и привычек общественного поведения, воплощающиеся в самых разнообразных ситуациях и видах деятельности – общественной, трудовой, практической, игровой и др.

Система образования является важнейшим носителем и хранителем культурных ценностей и традиций. Через внеклассные мероприятия обучающиеся получают представление не только об обычаях и традициях, но и о нравственных и духовных качествах, присущих людям, расширяют свои знания о родном крае, учатся заботливо относиться к природе.

Духовно-нравственное воспитание является органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития личности, и становится приоритетной областью в образовании. Школа призвана воспитывать гражданина и патриота, прививать любовь и уважение к Родине, её народу и святыням; готовить их к жизни. Совместные усилия школы, социальных институтов и самой личности приведут нас к решению поставленных задач.