Педагогическая копилка

Техника «оригами» как средство развития и воспитания школьников

Техника «оригами» как средство развития и воспитания школьников

Герасимова Надежда Анатольевна

Педагог дополнительного образования МАОУДО «ДДЮТ» г.Чебоксары


Оригами - увлекательнейшее занятие не только для детей 5 лет, но и для подростков и взрослых!!!
В руках ребенка бумага оживает: машет крыльями журавлик, семенит, спускаясь с горки, человечек, высоко парит самолетик! Сколько радости, сколько восторга! Ни с чем несравнимо чувство удовлетворения от выполненной своими руками поделки. Такая игрушка мила сердцу, с ней разговаривают, её бережно хранят! Прыгающие лягушки, надувные шарики, коробочки для всевозможных мелочей, изящно сложенные салфетки для праздничного стола - мир оригами бесконечен!
  Оригами - это просто, доступно и очень интересно. Вы можете не только получить из листа бумаги объемную фигурку птицы или зверя, но и стать автором бумажного изобретения. Оригами позволяет каждому почувствовать себя изобретателем, конструктором и даже фокусником. Был простой лист бумаги и вот,….благодаря твоим рукам и огромному желанию, он превратился в лягушонка, который может не только прыгать, но и делать сальто. А вот листок превратился в самолетик или забавную птичку, открывающую рот или машущую крыльями…Поверьте – для ребенка это действительно чудо, которое он может сделать сам.
  Искусство оригами - не просто развлечение. Оно прививает художественный вкус, развивает пространственное мышление, творческие и логические способности, поэтому особую пользу принесут занятия оригами детям, как в детском саду, так и школе.  И, чем раньше начать заниматься с ребенком оригами - тем лучше. Ребенок получает навыки складывания бумаги и владения ножницами, умение ориентироваться на листе бумаги, развивает мелкую моторику рук..., а , значит, и головного мозга.
  В своей работе я использую труды педагогов, занимающихся оригами (Т. Сержантова, С. Афонькин, О.Сухаревская, Ф. Шинкаренко, И.Агапова, М. Давыдова, Л.Кожина, М.Кудейко, И.Коротеев и др.) На мой взгляд они доступно и грамотно излагают в своих сборниках всю необходимую информацию. Информация будет одинаково полезна педагогам, работающим, как со школьниками, так и с дошкольниками. Авторы  И.Агапова и М. Давыдова, дают в своих источниках рекомендации по развитию мелкой моторики рук, которые подойдут как для занятий дома, так и для динамических пауз на уроке труда. Чтобы ребята вспомнили правильную осанку и размяли натруженные руки, в течение занятия можно 2-3 раза сделать весёлую мини-разминку в сопровождении четверостишия.
  Более 2000 лет прошло с тех пор, как человечество изобрело бумагу. Бумага благодатный материал. Её легко сгибать, резать, скручивать, можно подкрасить, а если слегка подмочить - возникнет бумажная скульптура...
Для занятий оригами я использую обычную белую и цветную бумагу формата А4. В ход идёт и фольга на бумажной основе (украшения для нового года), бросовая бумага (фантики), салфетки.
Начинаю занятия с фразы которая помогает настроиться "Здравствуй, левая рука! Здравствуй, правая рука! Поработаем вместе?" (автор фразы, которая и мне пришлась по душе, - учитель оригами И.Капитонова). Изготовление поделок идет по принципу: от простого - к сложному. C более младшими детьми - использую обыгрывание поделок. Это может быть пальчиковый театр. Работая с первоклассниками, демонстрирую только сам процесс складывания. К концу учебного года пробую давать простейшие схемы. Но чтобы уметь "читать" схемы, дети, конечно, должны знать все условные обозначения, используемые в оригами.
  Также постепенно дети знакомятся и с основными базовыми формами. На самых первых этапах работы квадрат можно сложить несколькими способами. Получившиеся заготовки называются "базовые формы". Их немного - одиннадцать: треугольник, воздушный змей, дверь, блин (блинчик), дом, водяная бомбочка (двойной треугольник), рыба, двойной квадрат, катамаран, птица, лягушка. Множество фигурок, известных в оригами, начинается с той или иной базовой формы. Чтобы детям легче было запомнить базовые формы - вопросы о названии даю в виде загадок:
1.    назовите "вкусную" базовую форму (ответ – «блинчик»)
2.    назовите форму, которая "может летать" (ответ – «воздушный змей» и «птица»).......и т.д.
  Обучая детей условным знакам и схемам, черчу их на доске (показываю схематически) и комментирую словами. Перед каждым новым шагом в работе прошу детей поднять и показать, что они сложили, напоминая, что тот, кто справился раньше, может помочь соседу.
  На первых этапах работы после 1-2 складываний спрашиваю, на что получилась похожа наша заготовка. Дети фантазируют.
  Если у изделия есть автор, называю его детям. Раз в три месяца провожу конкурсы оригамистов,  где дети складывают по памяти знакомые поделки. Иногда дети сами проводят мастер-классы, обучая сверстников. И даже пытаются придумывать свои работы из готовых базовых форм.
 Со старшими детьми практикую умение аккуратно разобрать готовое изделие и вновь его сложить самостоятельно.
  Почему оригами нравится детям и учителям? На этот вопрос у каждого свой ответ….Для занятий оригами нет возрастных пределов. Занятия безопасны даже для самых маленьких детей. Оригами похоже на фокус - из обычного листка бумаги за несколько минут рождается чудесная фигурка. С помощью оригами дети могут научиться делать оригинальные подарки. Оригами не требует больших материальных затрат, нужна только бумага и ваши знания. А я бы ещё добавила огромное желание и фантазию. С помощью оригами можно создать целый мир, в который можно играть.
    (Из опыта работы педагога дополнительного образования Герасимовой Н.А.)