Педагогическая копилка

Формирование коммуникативных качеств у детей с ОВЗ через внеклассную работу

2024-11-04 17:00

Формирование коммуникативных качеству детей с ограниченными возможностями здоровья через внеклассную работу

Семенова Наталия Михайловна

БОУ ЧР "Ибресинская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"


Аннотация. Общение - одно из основных условий развития ребенка, важнейший фактор формирования его личности, ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познания и оценку самого себя посредством других людей.

Ключевые слова: общение, коммуникативные навыки, коммуникативные игры, речевая компетентность, игровые методы.

Одна из актуальных проблем, встающих перед обучающимися с ОВЗ в школьном возрасте, является недостаточная сформированность коммуникативных навыков. Хотя потребность в общении выражена очень ярко, школьники часто испытывают сложности в ситуациях установления контактов с собеседниками, необходимости передать или воспринять от них информацию, организовать коллективную работу.
В связи с этим актуально использование в работе:
-Развивающих игр и упражнений, которые позволяют сформировать навыки эффективного общения и совместной деятельности;
-Разбор имитируемых ситуаций;
-Жизненно важных практических ситуаций в пределах школы;

Важнейшими качествами эффективной коммуникации являются:
-Речевая компетентность: умение говорить точно, бегло, конкретно.
-Умение и желание слушать собеседников.
-Внимание и восприимчивость к невербальной информации (мимика, жесты, поза).
-Наблюдательность, умение замечать тонкие нюансы поведения.

Для формирования перечисленных качеств целесообразно пользоваться технологиями психологического тренинга, подразумевающими игровое моделирование ситуаций, где проявляются и тренируются важные для общения качества. Поэтому одной из ведущих средств всестороннего воспитания и развития личности является игра.

Основные принципы развивающих игр, направленные на развитие коммуникативных навыков:
1. Совмещение элементов игры и учения.
2. Постепенное усложнение обучающих задач и условий игры.
3. Повышение умственной активности обучающихся.
4. Единство обучающих и воспитательных воздействий.

Коммуникативные игры делятся на три группы:
1. Игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и дать ему вербальное или невербальное поглаживание;
2. Игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения;
3. Игры, обучающие умению сотрудничать;

Игровые методы, направленные на развитие коммуникативных навыков обучающихся, имеют своей основной целью активизацию коммуникации в коллективе. При этом важно отметить, что наиболее значимым условием формирования навыков общения в игре является последовательное руководство ими со стороны воспитателя. Обучение детей с ОВЗ наиболее успешно осуществляется в повседневной жизни путем интеграции естественных видов деятельности. В течение дня каждый ребенок получает положительные эмоциональные впечатления от участия в самых разнообразных играх. И чем полнее и разнообразнее его игровая деятельность, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и творческие проявления. Через игру происходит развитие всех основных психических процессов, способностей ребенка, волевых и нравственных качеств личности, формирование элементов социальной активности.

Включение в педагогический процесс игр на развитие коммуникативных навыков предполагает следующие формы: игры- инсценировки, игры-забавы, игры-соревнования, дидактические, творческие, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, игры- драматизации, игры-имитации, игры-хороводы, в процессе которых дети учатся сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить.

Театрализованные игры имеют огромное значение. Они в полном объеме развивают речь, активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи. Развивается эмоционально-волевая сфера, чувства коллективизма, ответственности друг за друга, стимулируется развитие творческой активности, самостоятельности.

Начиная формировать навыки и умения общения в классе, группе, среди хорошо знакомых одноклассников, затем в образовательной организации, в условиях выполнения режимных моментов, проведения общешкольных праздничных мероприятий, посещения библиотеки, медпункта, необходимо переходить от общения с незнакомыми людьми в привычной обстановке к общению в обстановке незнакомой. Организация общения с незнакомыми людьми в непривычной для детей обстановке происходит во время экскурсии. Экскурсия проводятся в первую очередь в службы, учреждения, организации, которыми обучающимся придется пользоваться в повседневной жизни наиболее часто. Цель каждой экскурсии - не только расширять знания о каком-либо объекте, но и приобрести необходимый коммуникативный опыт с незнакомыми людьми. Внимательное, заботливое отношение воспитателя к детям и разнообразное использование методов и приемов по формированию коммуникативных качеств дают положительные результаты и составляют основу правильного воспитания и полноценного развития, повышает социальную активность обучающихся. Дети становятся более инициативными, любознательными, более внимательными и доброжелательными друг к другу. У них развивается уверенность в своих силах при этом, полученные навыки могут быть применены в повседневной жизни, что будет способствовать их дальнейшей успешной социализации.