Увлекательные опыты для детей в домашних условиях
Егорова Любовь Николаевна, Константинова Светлана Ильинична
МБДОУ «Кугесьский детский сад «Ягодка» Чебоксарского МО ЧР
Актуальность
Еще с младшего возраста у детей возникает потребность в экспериментировании. Во многом развитие личности и познавательных функций детей осуществляется именно через опыты и экспериментирование, дети познают мир через собственные ощущения.
Экспериментирование – это деятельность по изучению окружающего мира с помощью различных специальных и неспециальных манипуляций, продуманных и выстроенных действий с целью получения какого-нибудь результата. Экспериментирование относится к таким видам деятельности, которые носят действенный характер.
В работах многих отечественных педагогов (Н. Н. Поддьякова, А. П. Усовой, Е. Л. Панько) говорится, что детское экспериментирование претендует на роль ведущейдеятельности в период дошкольного развития, и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним; осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Основная цель работы по опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста: развитие познавательной активности детей посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.
Задачи:
Познавательные:
•Формирование представления о предметах, их свойствах и качествах.
•Формирование способности определять взаимосвязи между предметами и явлениями.
•Формирование умения делать выводы, открытия.
Развивающие:
•Развивать интерес к поисково-познавательной деятельности.
•Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
•Развивать мыслительную активность: умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать.
•развивать внимание, память, речевые способности.
Воспитательные:
•Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
• Стимулировать желание детей экспериментировать.
•Формировать коммуникативные навыки.
Формы работы:
•Индивидуальная.
•Работа в парах.
•Работа в группах.
•Фронтальная.
Структура занятия – экспериментирования:
•Постановка проблемы.
•Выдвижение предположений.
•Проверка гипотез.
•Подведение итогов, вывод.
•Фиксация результатов.
•Вопросы детей.
Экспериментирование:
•дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
•обогащает память, речь, активизирует мыслительные процессы;
•учит рассуждать и аргументировать собственные утверждения, делать выводы;
•соблюдать правила безопасности при обращении с различными предметами и веществами;
•положительно влияет на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей.
Почему же важно и нужно проводить с детьми эксперименты, эти интересные и увлекательные опыты?
Во-первых, дети любят все таинственное, загадочное, необычное.
Во-вторых, эти опыты не требуют специального оборудования, материалов и затрат.
В-третьих, эти веселые эксперименты просто и понятно, в доступной форме расскажут ребятам о многих законах физики, химии, биологии, то есть о свойствах веществ, об основных законах природы и материи.
Для реализации исследовательской деятельности в группе создан центр экспериментирования. Наши опыты и эксперименты в основном направлены на выявление свойств и качеств различных объектов неживой природы (воздуха, воды и ее агрегатных состояний, песка, глины, почвы, камня), объектов живой природы (различных растений), предметов рукотворного мира (бумага, ткань, дерево, металл, пластмасса, резина), некоторых веществ (соль, сахарный песок, крупы и др.), на выявление причинно – следственных связей в явлениях природы.
К примеру, в опытах по ознакомлению со свойствами воды дети выполняют различные действия с ней: льют, переливают через лейки, трубочки; процеживают через сито, пробуют превращать снег в воду, а воду в лёд, лёд в разноцветные льдинки, делать пену, надувают мыльные пузыри; уточняют, какие предметы тонут и не тонут в воде, и почему. Дети опытным путем устанавливают, из какого песка можно лепить и строить, а из какого – нет, какие условия нужны растениям для нормального роста и развития и т.д.
Картотека опытов
1. « Стакан – непроливайка»
2. « Иллюзия воды»
3. «Распускающиеся цветы»
4. Домашнее облако» (или «Облачко в банке»)
5. «Пакет – волчок»
6. «Волшебная трубочка» (или «Как проткнуть картошку?»)
7. «Шарик в песке»
8. «Лава – лампа своими руками»
9. «Вулкан»
Описание опытов
Опыт 1. « Стакан – непроливайка»
Что понадобится?
Стакан, вода, лист бумаги.
Ход эксперимента
Этот опыт лучше проводить над тазиком.
Налить воду в стакан. Накрыть его листом бумаги и, плотно прижав его к стакану, перевернуть всю конструкцию вверх тормашками. Немного подождать.
Затем, держа стакан за донышко, убрать руку, которая придерживает бумагу. Удивительно, но вода из стакана не будет выливаться!Ее удерживаеттоненький лист бумаги.
Эффект и объяснение
Здесь наблюдается прямое следствие разницы атмосферного давления в стакане и вне его.
Опыт 2.« Иллюзия воды»
Что понадобится?
Лист бумаги, прозрачный стакан без граней, бутылка с водой, фломастеры
Ход эксперимента
* Нарисовать на листе бумаги друг под другом две большие стрелки, направленные в одну сторону.
* Установить лист бумаги и поставить перед ним стакан. Посмотреть на стрелки через стекло стоящего стакана – все будет в порядке.
* Налить в стакан воду.
Удивительно, но стрелки поменяли направление на полностью противоположное!
Эффект объяснение
Этот оптический эффект основывается на физическом свойстве света – преломлении. Когда световой луч проходит разные среды – воздух, воду, кристаллы, - он отклоняется от своего первоначального направления. Вода настолько сильно меняет направление света, что он при прохождении жидкости практически становится перпендикулярным. Именно поэтому стрелки меняют свое направление.
Опыт 3. «Распускающиеся цветы»
Что понадобится?
Бумажные цветы, тарелка с водой.
Ход эксперимента
* У каждого цветка аккуратно загни все лепестки к центру.
* Аккуратно опускай цветки с загнутыми лепестками в воду.
Некоторое время цветы будут плавать на поверхности, и все это время каждый цветочек будет расправлять свои лепестки – красивое и завораживающее зрелище!
Эффект и объяснение
Любой механический сгиб в конструкции - это потенциальный излом. Дело в том, что на месте сгиба материал истончается. Сама бумага состоит из древесных волокон и целлюлозы. Из - за отсутствия упругости бумага не может самостоятельно распрямиться. Но бумага прекрасно впитывает воду. Древесные волокна набухают и становятся толще, распрямляя деформированный участок конструкции (место сгиба).
Опыт 4. «Облачко в банке».
Что понадобится?
Трехлитровая банка, горячая вода, кубики льда, блюдце, ложка.
Ход эксперимента
* Налить в трехлитровую банку горячую воду примерно на 3 см. Накрыть блюдцем. Стенки банки покрываются паром.
* На блюдце сверху положить несколько кубиков льда.
Холодная крышка будет охлаждать пар, поднявшийся от воды. Вскоре в банке можно будет увидеть маленькое облачко.
Эффект и объяснение
Этот опыт иллюстрирует глобальный земной процесс, который называется круговоротом воды в природе.
Вода на земле постепенно нагревается и переходит в газообразное состояние – пар. Газ, да еще теплый, стремится вверх. А чем выше он поднимается, тем холоднее становится окружающее его пространство. Пар начинает скапливаться в большие облака. А когда охлаждается все облако целиком, пар снова превращается в воду и проливается на землю в виде дождя.
Опыт 5. «Пакет – волчок»
Что понадобится?
Литровый пакет из – под сока, крепкая нитка, ножницы, веревка, большой гвоздь, вода.
Ход эксперимента
*Срезать ножницами верхнюю крышку с пакета, чтобы туда можно было без трудностей заливать воду.
*У самого дна в двух уголкахпакета, находящихся по диагонали по отношению друг к другу, пробить дырки гвоздем.
*Вверху на противоположных сторонах коробки пробить еще две дырки и вставить в них веревку (получится веревочная ручка).
*Крепкой ниткой подвесить пакет к чему - нибудь прочному, над ванной или тазом.
*Взять литр воды и быстро влить в пакет.
Из нижних дырок начнет вытекать вода, а сам пакет закрутится вокруг своей оси!
Эффект объяснение
Пакет приводит в движение реактивная тяга.
Струя воды, выливаясь с определенной скоростью, толкает пакет в противоположную сторону. Чтобы вернуться в состояние покоя, пакет производит поворот. Поскольку отверстий для вытекания воды два, то и процесс вращения становится непрерывным, пока не закончится вода. Чем больше будут отверстия, тем быстрее будет крутиться пакет.
(При помощи реактивной тяги ракеты улетают в космос, медузы передвигаются в воде).
Опыт 6 «Волшебная трубочка» (или «Как проткнуть картошку?»)
Что понадобится?
Сырая картофелина, две соломинки для коктейлей.
Ход эксперимента
*Положить картошку на стол. Зажать соломинку в кулаке и поднять над картошкой на высоту примерно 10 см.
*Резким движением воткнуть соломинку в картофелину.
Соломинка согнется и не проткнет картошку.
*Взять вторую соломинку. Закрыть отверстие вверху большим пальцем.
*Резко опустить соломинку. Она легко войдет в картошку и проткнет ее.
Эффект объяснение
Закрыв большим пальцем верхнее отверстие трубочки, задерживаем воздух в соломинке. Столбик воздуха укрепляет стенки трубочки изнутри, поэтому трубочка становится такой твердой и «сильной».
Опыт 7. «Шарик в песке»
Что понадобится?
Высокий прозрачный стакан, мелкий песок или пшено, стальной шарик или небольшой камешек.
Ход эксперимента
*На дно стакана положить металлический шарик (камешек или монету).
*Сверху насыпать песок (или пшено). Шарик окажется погребен под слоем сыпучего вещества.
*Аккуратно постучать по стенкам стакана ладонью.
Песчинки начинают прыгать. А через несколько энергичных ударов тяжелый шарик окажется на поверхности!
Эффект объяснение
Здесь мы видим применение первого закона Ньютона. Тяжелый стальной шарик, который весит ощутимо больше песчинок, находится в состоянии покоя и не стремится покидать дно стакана. Даже ударов по стенкам сосуда недостаточно, чтобы вывести его из этого состояния. Но их с избытком хватает для легких песчинок, которые чутко реагируют на прилагаемую силу.
Опыт 8. «Лава - лампа своими руками»
Что понадобится?
Вода, соль, подсолнечное масло, медицинский спирт, шипучая таблетка аспирина, два разных красителя.
Высокий прозрачный бокал или ваза, три пластиковых стаканчика, воронка, чайная ложка.
Ход эксперимента
*Налить каждую из жидкостей в отдельный стаканчик.
*В стакан с водой добавить чайную ложку соли и перемешать.
*В стакан с водой добавить краситель одного цвета, а в стакан со спиртом – другого. Перемешать до однородного цвета.
*Вылить на дно высокого бокала или вазы воду из стаканчика.
*Поверх воды с помощью воронки аккуратно налить масло.
*Поверх масла налить подкрашенный спирт.
Полюбуйся, как красиво лежат жидкости слоями.
*Брось на дно бокала таблетку аспирина.
Эффект и объяснение
Как и электрическая лава – лампа, этот опыт основан на различной плотности веществ.
Вода, утяжеленная примесью соли, будет располагаться внизу бокала. Масло, плотность которого меньше плотности воды, сформирует средний слой. А спирт, который легче двух предыдущих жидкостей, будет плавать сверху.
В состоянии покоя такой трехслойный коктейль имеет четкие линии раздела сред. Но этот покой нарушают пузырьки газа, которые образуются от брошенной в бокал таблетки аспирина. Газ легче всех трех жидкостей и стремится вверх.
Во время путешествия к поверхности пузырьки газа увлекают за собой часть той среды, через которую проходят. От этого хаотичного смешения сред с разной плотностью образуется эффект «лавовой лампы».
Опыт 9. «Вулкан»
Что понадобится?
Большая тарелка с глубоким дном или таз, плотный картон, ножницы, клей, пластилин, два стакана, чайная ложка.
Вода, краситель, сода, уксус.
Ход эксперимента
*Построить вулкан (изготовить макет вулкана).
*Приготовить раствор: набрать полстакана воды, капнуть в нее краситель, чтобы получился насыщенный цвет. Туда же всыпать две чайные ложки соды. В другой стакан на одну треть налить уксус.
*Аккуратно залить раствор с содой внутрь вулкана. А следом за ним стремительно влить туда уксус.
Моментально начнется бурное извержение!
Эффект и объяснение
В результате этого химического опыта в реакцию нейтрализации вступили два вещества – сода и уксусная кислота. В процессе их взаимодействия происходит обильное выделение углекислого газа, который, пенясь, вырывается из раствора.
Вывод
Опытно-экспериментальная деятельность является одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира и способствует развитию у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Специально организованная опытно-экспериментальная деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения интересным и увлекательным, максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.
Еще с младшего возраста у детей возникает потребность в экспериментировании. Во многом развитие личности и познавательных функций детей осуществляется именно через опыты и экспериментирование, дети познают мир через собственные ощущения.
Экспериментирование – это деятельность по изучению окружающего мира с помощью различных специальных и неспециальных манипуляций, продуманных и выстроенных действий с целью получения какого-нибудь результата. Экспериментирование относится к таким видам деятельности, которые носят действенный характер.
В работах многих отечественных педагогов (Н. Н. Поддьякова, А. П. Усовой, Е. Л. Панько) говорится, что детское экспериментирование претендует на роль ведущейдеятельности в период дошкольного развития, и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним; осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Основная цель работы по опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста: развитие познавательной активности детей посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.
Задачи:
Познавательные:
•Формирование представления о предметах, их свойствах и качествах.
•Формирование способности определять взаимосвязи между предметами и явлениями.
•Формирование умения делать выводы, открытия.
Развивающие:
•Развивать интерес к поисково-познавательной деятельности.
•Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
•Развивать мыслительную активность: умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать.
•развивать внимание, память, речевые способности.
Воспитательные:
•Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
• Стимулировать желание детей экспериментировать.
•Формировать коммуникативные навыки.
Формы работы:
•Индивидуальная.
•Работа в парах.
•Работа в группах.
•Фронтальная.
Структура занятия – экспериментирования:
•Постановка проблемы.
•Выдвижение предположений.
•Проверка гипотез.
•Подведение итогов, вывод.
•Фиксация результатов.
•Вопросы детей.
Экспериментирование:
•дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
•обогащает память, речь, активизирует мыслительные процессы;
•учит рассуждать и аргументировать собственные утверждения, делать выводы;
•соблюдать правила безопасности при обращении с различными предметами и веществами;
•положительно влияет на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей.
Почему же важно и нужно проводить с детьми эксперименты, эти интересные и увлекательные опыты?
Во-первых, дети любят все таинственное, загадочное, необычное.
Во-вторых, эти опыты не требуют специального оборудования, материалов и затрат.
В-третьих, эти веселые эксперименты просто и понятно, в доступной форме расскажут ребятам о многих законах физики, химии, биологии, то есть о свойствах веществ, об основных законах природы и материи.
Для реализации исследовательской деятельности в группе создан центр экспериментирования. Наши опыты и эксперименты в основном направлены на выявление свойств и качеств различных объектов неживой природы (воздуха, воды и ее агрегатных состояний, песка, глины, почвы, камня), объектов живой природы (различных растений), предметов рукотворного мира (бумага, ткань, дерево, металл, пластмасса, резина), некоторых веществ (соль, сахарный песок, крупы и др.), на выявление причинно – следственных связей в явлениях природы.
К примеру, в опытах по ознакомлению со свойствами воды дети выполняют различные действия с ней: льют, переливают через лейки, трубочки; процеживают через сито, пробуют превращать снег в воду, а воду в лёд, лёд в разноцветные льдинки, делать пену, надувают мыльные пузыри; уточняют, какие предметы тонут и не тонут в воде, и почему. Дети опытным путем устанавливают, из какого песка можно лепить и строить, а из какого – нет, какие условия нужны растениям для нормального роста и развития и т.д.
Картотека опытов
1. « Стакан – непроливайка»
2. « Иллюзия воды»
3. «Распускающиеся цветы»
4. Домашнее облако» (или «Облачко в банке»)
5. «Пакет – волчок»
6. «Волшебная трубочка» (или «Как проткнуть картошку?»)
7. «Шарик в песке»
8. «Лава – лампа своими руками»
9. «Вулкан»
Описание опытов
Опыт 1. « Стакан – непроливайка»
Что понадобится?
Стакан, вода, лист бумаги.
Ход эксперимента
Этот опыт лучше проводить над тазиком.
Налить воду в стакан. Накрыть его листом бумаги и, плотно прижав его к стакану, перевернуть всю конструкцию вверх тормашками. Немного подождать.
Затем, держа стакан за донышко, убрать руку, которая придерживает бумагу. Удивительно, но вода из стакана не будет выливаться!Ее удерживаеттоненький лист бумаги.
Эффект и объяснение
Здесь наблюдается прямое следствие разницы атмосферного давления в стакане и вне его.
Опыт 2.« Иллюзия воды»
Что понадобится?
Лист бумаги, прозрачный стакан без граней, бутылка с водой, фломастеры
Ход эксперимента
* Нарисовать на листе бумаги друг под другом две большие стрелки, направленные в одну сторону.
* Установить лист бумаги и поставить перед ним стакан. Посмотреть на стрелки через стекло стоящего стакана – все будет в порядке.
* Налить в стакан воду.
Удивительно, но стрелки поменяли направление на полностью противоположное!
Эффект объяснение
Этот оптический эффект основывается на физическом свойстве света – преломлении. Когда световой луч проходит разные среды – воздух, воду, кристаллы, - он отклоняется от своего первоначального направления. Вода настолько сильно меняет направление света, что он при прохождении жидкости практически становится перпендикулярным. Именно поэтому стрелки меняют свое направление.
Опыт 3. «Распускающиеся цветы»
Что понадобится?
Бумажные цветы, тарелка с водой.
Ход эксперимента
* У каждого цветка аккуратно загни все лепестки к центру.
* Аккуратно опускай цветки с загнутыми лепестками в воду.
Некоторое время цветы будут плавать на поверхности, и все это время каждый цветочек будет расправлять свои лепестки – красивое и завораживающее зрелище!
Эффект и объяснение
Любой механический сгиб в конструкции - это потенциальный излом. Дело в том, что на месте сгиба материал истончается. Сама бумага состоит из древесных волокон и целлюлозы. Из - за отсутствия упругости бумага не может самостоятельно распрямиться. Но бумага прекрасно впитывает воду. Древесные волокна набухают и становятся толще, распрямляя деформированный участок конструкции (место сгиба).
Опыт 4. «Облачко в банке».
Что понадобится?
Трехлитровая банка, горячая вода, кубики льда, блюдце, ложка.
Ход эксперимента
* Налить в трехлитровую банку горячую воду примерно на 3 см. Накрыть блюдцем. Стенки банки покрываются паром.
* На блюдце сверху положить несколько кубиков льда.
Холодная крышка будет охлаждать пар, поднявшийся от воды. Вскоре в банке можно будет увидеть маленькое облачко.
Эффект и объяснение
Этот опыт иллюстрирует глобальный земной процесс, который называется круговоротом воды в природе.
Вода на земле постепенно нагревается и переходит в газообразное состояние – пар. Газ, да еще теплый, стремится вверх. А чем выше он поднимается, тем холоднее становится окружающее его пространство. Пар начинает скапливаться в большие облака. А когда охлаждается все облако целиком, пар снова превращается в воду и проливается на землю в виде дождя.
Опыт 5. «Пакет – волчок»
Что понадобится?
Литровый пакет из – под сока, крепкая нитка, ножницы, веревка, большой гвоздь, вода.
Ход эксперимента
*Срезать ножницами верхнюю крышку с пакета, чтобы туда можно было без трудностей заливать воду.
*У самого дна в двух уголкахпакета, находящихся по диагонали по отношению друг к другу, пробить дырки гвоздем.
*Вверху на противоположных сторонах коробки пробить еще две дырки и вставить в них веревку (получится веревочная ручка).
*Крепкой ниткой подвесить пакет к чему - нибудь прочному, над ванной или тазом.
*Взять литр воды и быстро влить в пакет.
Из нижних дырок начнет вытекать вода, а сам пакет закрутится вокруг своей оси!
Эффект объяснение
Пакет приводит в движение реактивная тяга.
Струя воды, выливаясь с определенной скоростью, толкает пакет в противоположную сторону. Чтобы вернуться в состояние покоя, пакет производит поворот. Поскольку отверстий для вытекания воды два, то и процесс вращения становится непрерывным, пока не закончится вода. Чем больше будут отверстия, тем быстрее будет крутиться пакет.
(При помощи реактивной тяги ракеты улетают в космос, медузы передвигаются в воде).
Опыт 6 «Волшебная трубочка» (или «Как проткнуть картошку?»)
Что понадобится?
Сырая картофелина, две соломинки для коктейлей.
Ход эксперимента
*Положить картошку на стол. Зажать соломинку в кулаке и поднять над картошкой на высоту примерно 10 см.
*Резким движением воткнуть соломинку в картофелину.
Соломинка согнется и не проткнет картошку.
*Взять вторую соломинку. Закрыть отверстие вверху большим пальцем.
*Резко опустить соломинку. Она легко войдет в картошку и проткнет ее.
Эффект объяснение
Закрыв большим пальцем верхнее отверстие трубочки, задерживаем воздух в соломинке. Столбик воздуха укрепляет стенки трубочки изнутри, поэтому трубочка становится такой твердой и «сильной».
Опыт 7. «Шарик в песке»
Что понадобится?
Высокий прозрачный стакан, мелкий песок или пшено, стальной шарик или небольшой камешек.
Ход эксперимента
*На дно стакана положить металлический шарик (камешек или монету).
*Сверху насыпать песок (или пшено). Шарик окажется погребен под слоем сыпучего вещества.
*Аккуратно постучать по стенкам стакана ладонью.
Песчинки начинают прыгать. А через несколько энергичных ударов тяжелый шарик окажется на поверхности!
Эффект объяснение
Здесь мы видим применение первого закона Ньютона. Тяжелый стальной шарик, который весит ощутимо больше песчинок, находится в состоянии покоя и не стремится покидать дно стакана. Даже ударов по стенкам сосуда недостаточно, чтобы вывести его из этого состояния. Но их с избытком хватает для легких песчинок, которые чутко реагируют на прилагаемую силу.
Опыт 8. «Лава - лампа своими руками»
Что понадобится?
Вода, соль, подсолнечное масло, медицинский спирт, шипучая таблетка аспирина, два разных красителя.
Высокий прозрачный бокал или ваза, три пластиковых стаканчика, воронка, чайная ложка.
Ход эксперимента
*Налить каждую из жидкостей в отдельный стаканчик.
*В стакан с водой добавить чайную ложку соли и перемешать.
*В стакан с водой добавить краситель одного цвета, а в стакан со спиртом – другого. Перемешать до однородного цвета.
*Вылить на дно высокого бокала или вазы воду из стаканчика.
*Поверх воды с помощью воронки аккуратно налить масло.
*Поверх масла налить подкрашенный спирт.
Полюбуйся, как красиво лежат жидкости слоями.
*Брось на дно бокала таблетку аспирина.
Эффект и объяснение
Как и электрическая лава – лампа, этот опыт основан на различной плотности веществ.
Вода, утяжеленная примесью соли, будет располагаться внизу бокала. Масло, плотность которого меньше плотности воды, сформирует средний слой. А спирт, который легче двух предыдущих жидкостей, будет плавать сверху.
В состоянии покоя такой трехслойный коктейль имеет четкие линии раздела сред. Но этот покой нарушают пузырьки газа, которые образуются от брошенной в бокал таблетки аспирина. Газ легче всех трех жидкостей и стремится вверх.
Во время путешествия к поверхности пузырьки газа увлекают за собой часть той среды, через которую проходят. От этого хаотичного смешения сред с разной плотностью образуется эффект «лавовой лампы».
Опыт 9. «Вулкан»
Что понадобится?
Большая тарелка с глубоким дном или таз, плотный картон, ножницы, клей, пластилин, два стакана, чайная ложка.
Вода, краситель, сода, уксус.
Ход эксперимента
*Построить вулкан (изготовить макет вулкана).
*Приготовить раствор: набрать полстакана воды, капнуть в нее краситель, чтобы получился насыщенный цвет. Туда же всыпать две чайные ложки соды. В другой стакан на одну треть налить уксус.
*Аккуратно залить раствор с содой внутрь вулкана. А следом за ним стремительно влить туда уксус.
Моментально начнется бурное извержение!
Эффект и объяснение
В результате этого химического опыта в реакцию нейтрализации вступили два вещества – сода и уксусная кислота. В процессе их взаимодействия происходит обильное выделение углекислого газа, который, пенясь, вырывается из раствора.
Вывод
Опытно-экспериментальная деятельность является одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира и способствует развитию у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Специально организованная опытно-экспериментальная деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения интересным и увлекательным, максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.