Педагогическая копилка

Патриотическое воспитание школьников «По дорогам Победы»

2024-06-11 16:00

Патриотическое воспитание младших школьников

«По дорогам Победы»

Прусакова Светлана Вениаминовна

МБОУДО «Центр детского творчества» Чебоксарского МО ЧР


Тип внеклассного мероприятия: Комбинированное (усвоение нового материала - просмотр и беседа презентации «Сурский и Казанский оборонительные рубежи», систематизация, обобщение и закрепление пройденного материала)

Цель: Формирование патриотических чувств и гордости за свой народ на основе ознакомления с историческим прошлым родного края и героическим трудовым подвигом строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей.

Задачи: Образовательные:
1. Формировать представление о героизме тружеников тыла при возведении оборонительных сооружений в годы Великой Отечественной войны.
2. Способствовать накоплению знаний об исторических фактах и явлениях.
Развивающие:
3. Развивать патриотические чувства у старших дошкольников, умение слушать и делать выводы.
4. Научить получать первоначальные навыки в исследовательской и творческой деятельности, развивать логическое мышление.
Воспитательные:
5. Воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение и благодарность к ветеранам Великой Отечественной войны.

Педагог: Ребята, послушайте, стихотворение «Сурский рубеж» поэтессы Елены Кирилловой (педагог читает стихотворение) В сорок первом году в Чувашии, Женщины, подростки, старики, Для защиты земли русской, земли нашей, Укрепляли оборону вдоль реки. Руки в кровь сбивали, от бессилья падали, Траншеи рыли, возводили блиндажи, Чтоб нога фашиста не ступала, Чтоб могли потомки дальше жить! А морозы лютые, под сорок, И земля, как камень под киркой, Но закончили работу раньше срока Жаль, не все вернулись в дом родной… Подвиг их, на первый взгляд незрим, Но они трудясь там жизни отдавали, В благодарность память сохраним, И в веках деянья их прославим!
Педагог. О чем говорится в стихотворении? (Ответы детей).
Педагог. Правильно, ребята. Про тружеников тыла Сурского и Казанского рубежей.
Это было очень тяжелое время для нашего народа. Весь чувашский народ и стар и млад, все
кто мог держать орудия труда работали не жалея себя. Я вам ребята, даже фотографии
принесла этих страшных дней.
Основная часть занятия.
Педагог. Давайте, мы посмотрим их на большом экране (просмотр презентации
«Сурский и Казанский оборонительные рубежи»)
Посмотрите на эти фотографии. (Слайды с архивными фотографиями в свободном
доступе в интернете)
Трудились по 10 часов в день без выходных, в любую погоду, а зима в тот год
выдалась особенно холодной, временами температура воздуха опускалась до минус 40
градусов.
Строителям оборонительных сооружений приходилось жить в землянках и
шалашах, наскоро собранных из хвойных лапок, соломы, хвороста. Несмотря на все
лишения и трудности, люди старались изо всех сил, понимали ответственность перед
Родиной.
Техника тогда была редкостью, поэтому работы шли вручную - использовались
лопаты, кирки, кувалды, лом, тележки.
Проявляя героический труд за 45 дней сделано было практически невозможное было
построено 380 километров Сурского рубежа.
В память о героизме тружеников тыла при сооружении оборонительных рубежей,
чтобы люди помнили, стали создаваться памятники.
Педагог. Ребята, скажите мне есть ли среди ваших близких участники войны?
Можете рассказать о них? (рассказ учащихся о своих знакомых, близких тружеников
тыла.)
Педагог. А теперь, ребята я предлагаю поиграть и выполнить несколько заданий.
Педагог. Итак, открываем первое задание. Ой, ребята, посмотрите это необычное
задание. Вместо букв здесь точки и тире. Как же это понимать? (ответы детей)
Педагог. Ну конечно же, это азбука Морзе. Молодцы. Теперь давайте расшифруем
это послание (см. Приложение)
(Педагог выводит на экран азбуку Морзе и вместе с учениками расшифровывают
слово ПОБЕДА)
Педагог. Молодцы, ребята. Расшифровали слово. Теперь следующее задание.
Педагог. Нам нужно разгадать этот ребус. Давайте подумаем, что написано здесь
(рассматривают ребус. Ученики отгадывают)(см. Приложение)
Педагог. Правильно здесь написано ЗВЕЗДА.
Педагог. А кто мне скажет, что обозначает звезда? (Педагог рассказывает)
Красная звезда обычно именовалась «марсовой звездой» по имени древнеримского
бога войны Марса. «Марсова» пятиконечная звезда (но не красного цвета) использовалась
в Русской императорской армии.
Красная звезда — является выражением единства Красного Флота и Красной Армии.
За время Великой Отечественной Войны, очень много граждан Советского
Союза отличились за свои боевые заслуги и получили награды. Многие награды похожи на
пятиконечную звезду. Помните, мы с вами их рассматривали? (ответы учеников. Орден
Ленина, медаль «Золотая звезда», орден «Отечественная война», орден «Красная звезда»
и т.д.)
Педагог. Давайте вспомним, ребята, какие бывают награды (Педагог выводит на
экран и показывает медали и награды детям), (ответы детей. Орден Ленина, медаль
«Золотая звезда», орден «Отечественная война», орден «Красная звезда» и т.д.)
Педагог. Ребята, а давайте поиграем в игру «Найди награду, похожую на звезду»
У меня есть несколько картинок с изображением медалей и орденов. Вам среди этих наград, надо выбрать похожую на звезду и назвать награду.
(игра «Найди награду, похожую на звезду и назови ее»)
Педагог. Ну, молодцы, ребята. Давайте теперь следующее задание выполним.
(Педагог открывает конверт с заданием). Здесь интересная картинка (бронепоезд). Показывает детям. Что это, ребята? (ответы детей).
Педагог. Правильно. Это бронепоезд.
Педагог. Знаете, как он называется? (ответы детей)
Педагог А мы сейчас узнаем, правильно ли вы ответили. Нам надо сначала выбрать буквы в треугольниках, а затем в кружочках и выставить их в одну линию.
(Педагог вызывает к мольберту по одному ребенку и вместе находят буквы сначала в треугольнике, затем в кружочках)
Педагог. Давайте прочитаем это слово. КОМСОМОЛ ЧУВАШИИ
Педагог. КОМСОМОЛ ЧУВАШИИ-так был назван бронепоезд, который был собран на средства молодежи в городе Канаш.
Педагог. Ну, молодцы, ребята. Давайте теперь следующее задание выполним.
Педагог открывает конверт с заданием. Здесь интересная картинка (картинки с изображением орудий труда и техники, использованные при строительстве Сурского и Казанского рубежей). Показывает детям. Что это, ребята? (ответы детей)
Педагог. Ребята, вспоминайте мой рассказ про Сурский и Казанский оборонительные рубежи. Давайте вместе назовем эти орудия труда (лопаты, кирки, кувалды, лом, тележки)
Педагог. Ребята, давайте поиграем в игру. Я раздам вам картинки, а вам нужно будет выбрать из них только те орудия труда, которыми женщины, старики, дети строили Сурский рубеж и назвать их.
Дидактическая игра «Выбери инструменты, которые использовались при строительстве Сурского и Казанского рубежей.
(Ученики стоят в кругу за столом. Педагог раздает детям картинки с изображениями техники, орудий труда. Детям надо выбрать из этих картинок только орудия труда, которые использовались при строительстве Сурского и Казанского рубежей)
Педагог. Ну, молодцы, ребята, вспомнили и орудия труда, и тяжелое время Великой Отечественной войны.
Педагог. Ребята, а кто знает, когда закончилась война?
Правильно, война закончилась 9 мая 1945 года. В этот день все радовались, поздравляли друг друга с Победой. А в честь народа победителя 24 июня 1945 года в Москве состоялся Военный парад. 35 тысяч бойцов всех родов войск прошли стройным шагом по красной площади.
Педагог. Ребята, а кто скажет мне чем был знаменит этот парад?
(Наводящие вопросы к детям) Мы с Вами знаем о собаке-бойце, которого звали Джульбарс. Он связан с этим парадом. Что произошло с Джульбарсом на параде? (ответы) Педагог. На параде присутствовал подполковник Александр Мазовер – главный кинолог СССР. Ему единственному было разрешено не держать строевой шаг и не отдавать честь, ведь на его руках лежал раненный боец 14-й саперной бригады – пес по кличке Джульбарс. А поскольку пес был ранен, его завернули в китель И.В.Сталина. И вот так его пронесли на параде. Педагог. Ребята, а давайте вспомним как в военные годы дети Чувашии помогали фронту? (ответы).
Педагог. Правильно. Они убирали в поле урожай, собирали ягоды, выращивали кур, гусей, уток. А еще дети выступали с концертами перед ранеными в госпиталях. Их называли «Разносчиками радостей».
Окончание занятия.
Педагог. Ребята, давайте встанем в круг и споем песню «Катюша», которую мы разучивали на музыкальном занятии (дети поют песню «Катюша». Композитор — Матвей Блантер, автор слов — Михаил Исаковский.
Педагог. Понравилось вам выполнять военные задания?
- Что вам показалось самым интересным на занятии?
- Что именно вы расскажете сегодня своим близким про наше занятие?
Педагог. Ребята, я хочу поблагодарит вас за хорошую работу на занятии и пожелать вам не забывать никогда о великих подвигах солдат в годы Великой Отечественной войны