Педагогическая копилка

Использование нетрадиционных форм и приемов работы с дошкольниками с ОВЗ по развитию речи

Использование нетрадиционных форм и приемов работы

с дошкольниками с ОВЗ по развитию речи


(из опыта работы)


Кроткова Марина Борисовна

Егорова Любовь Николаевна

воспитатели МБДОУ «Кугесьский детский сад «Ягодка»


Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, так как в настоящее время наблюдается тенденция роста детей с различными речевыми нарушениями. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико - грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребенка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера.

Сензитивным периодом развития всех психических процессов является дошкольный возраст. Своевременное и успешное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Следовательно, единственным выходом из сложившейся проблемы является необходимость максимального обогащения речи детей в условиях ДОУ и семьи.

А учитывая, что дети с ОВЗ имеют свои особенности, необходимо, чтобы процесс обучения был для них доступным, интересным, развивающим, занимательным. В связи с этим перед педагогами встаёт вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей. Разнообразие методов обучения и организация детской деятельности приобретает в коррекционной работе особое значение. Не секрет, что она предполагает достаточно много однообразных упражнений, нацеленных на отработку и закрепление тех или иных речевых конструкций. Поэтому важно использовать разные, непохожие один на другой, привлекающие внимание и интерес ребенка способы организации детской деятельности и общения. На помощь педагогам здесь приходят нетрадиционные методы и формы работы.

Нетрадиционные формы и приёмы организации коррекционно-образовательного процесса с детьми с ОВЗ.

На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей.

Использование в играх занимательного игрового материала при работе с дошкольниками – один из основных залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям. Ребенку не просто осознать, что такое звук, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляются специально подобранным иллюстративным материалом. Поэтому наряду с использованием традиционных методов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в своей практике мы используем нетрадиционные методы и приёмы.

1. Методы и приемы ТРИЗ – технологии.

Одним из современных средств развития речи дошкольников является технология ТРИЗ, ее методы и приемы.

ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить, развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не дает детям готовую информацию, а учит ее находить. ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки.

В работе с детьми с ОВЗ по коррекции речи используются следующие методы и приемы:

1. Метод мозгового штурма.

2. Системный оператор.

3. Метод морфологического анализа.

4. Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками)

5. Метод каталога.

6. Типовые приемы фантазирования.

7. Метод фокальных объектов.

8. Метод Робинзона.

9. Данетка.

Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников способствует:

v расширению словарного запаса;

v развитию связной речи (диалогической и монологической);

v развитию коммуникативных навыков;

v интеллектуальному развитию;

v творческому развитию;

v личностному становлению.

В непосредственно образовательную деятельность и другие виды деятельности рекомендуется включать специальные ТРИЗ-упражнения и игры:

«Поиск общих признаков» — берутся два объекта, далеко отстоящие друг от друга на смысловой оси, необходимо найти для них как можно больше общих признаков (например, мост и скрипка).

«Поиск аналогов»— необходимо назвать объект и как можно больше его аналогов, сходных с ним по различным существенным признакам. Например: мяч — яблоко (форма), заяц (скачет), шина (из резины) и т. д.

«Третий лишний» — выбираются три объекта, далеко отстоящие друг от друга на смысловой оси; затем в первом и втором — первом и третьем — втором и третьем объектах ищутся такие общие признаки, которых нет в «лишнем» объекте. Например: автомобиль — дерево — кошка.

«Поиск противоположного объекта» — необходимо назвать объект и как можно больше других объектов, ему противоположных. Например: снег — шерсть (холодный — теплая), уголь (белый — черный), металл (легкий — тяжелый), камень (мягкий — твердый) и т. п.

«Хорошо–плохо» — берется объект, не вызывающий у игроков стойких положительных или отрицательных ассоциаций, и называется как можно больше положительных и отрицательных его сторон. Например: шарф — мягкий, теплый, красивый… колется, можно зацепиться, рвется…

«Выбери троих» — из пяти случайных слов нужно выбрать три и рассказать, для чего они нужны и как могут взаимодействовать. То есть игроки ищут логические связи между выделенной задачей и выбранными объектом и субъектом действия.

«Точка зрения» — игроки разбиваются на небольшие группы, которые получают задание описать известную им ситуацию с точки зрения одного из объектов — ее участников или свидетелей. Среди свойств объекта надо найти отличающие его от других и определяющие его специфическую точку зрения на события. Например: рассказ от имени мелка, лежащего в коробке; от имени шкафа, где лежит мелок; от имени девочки, которая нашла мелок в шкафу.

«Да–Нет» — игроки разгадывают «тайну», заданную ведущим. Для этого игроки задают ведущему вопросы в такой форме, чтобы он мог ответить «Да» или «Нет».

Кроме того, разнообразие в познавательную деятельность для эффективного развития связной речи вносят дидактические пособия ТРИЗ – технологии (круги Луллия, «причинно – следственная связь», пособия по дихотомии, эвроритму и др.)

2. Кинезиологические упражнения.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения, направленные на синхронизацию работы обоих полушарий мозга.

Кинезиологические упражнения помогают активизировать работу всех отделов головного мозга и достичь эффективного взаимодействия между полушариями. Выполняя кинезиологические упражнения, мы повышаем у детей стрессоустойчивость, синхронизируем работу полушарий, улучшаем мыслительную деятельность, способствуем улучшению памяти и внимания. В случаях, когда детям предстоит интенсивная нагрузка, работу рекомендуют начинать с кинезиологического комплекса.

Примеры кинезиологических упражнений:

• «Колечки»

• «Ухо – нос».

• «Ладонь – ребро – кулак».

• «Гусь – курица – петух».

• «Лезгинка».

• «Зеркальное рисование».

« Цепочка»: Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Круглые колечки – звенья для цепочки.

Маме мы подарим: радоваться станет!

« Ухо – нос»: Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью наоборот»

«Кулак – ребро – ладонь»: Три положения на плоскости стола сменяют друг друга:

1) ладонь на плоскости, сжатая в кулак;

2) ладонь ребром на плоскости стола;

3) распрямленная ладонь на плоскости стола.

Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками одновременно 8-10 раз.

«Лезгинка»: Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении коснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук.

3. Массаж.

Дошкольный возраст – очень важный период в развитии ребенка, в котором мелкой моторике должна отводиться большая роль. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются, чтобы рисовать, писать, одеваться, играть на музыкальных инструментах и т.д.

Игры на развитие мелкой моторики:

• пальчиковые игры со стихотворным сопровождением

• пальчиковые игры с элементами самомассажа

• игры с предметами

• игры с бумагой (сминание, разрывание, скатывание в комок, складывание,вырезание).

Неотъемлемой частью работы с детьми по развитию речи является пальцевые игры и упражнения, в частности массаж. В условиях детского сада доступными являются элементы самомассажа. Научить детей самомассажу рук несложно.

1. Массаж карандашами (гранеными).

С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие малыша, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

2. Использование Су-Джок массажера.

Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су-Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). В основе метода Су -Джок лежит система соответствия, или подобия, кистей и стоп всему организму в целом. Су-Джок терапию разработал Южно-корейский профессор Пак Чже. Он утверждал, что стимуляция биологически активных точек приводит к излечению.

Целью Су-Джок терапии является воздействие на биологически активные точки, стимулирующие речевые зоны коры головного мозга.

Актуальность использования массажера Су-джок в коррекции у детей с ОВЗ:

-во-первых, ребенок очень пластичен и легко обучаем, но для детей с различными нарушениями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению. Использование массажера Су-джок вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

- во- вторых, детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Су-Джок терапия имеет очень много плюсов:

• безопасность: при неправильном применении Су-Джок терапия никогда не нанесет вреда – оно просто будет неэффективным;

• универсальность и простота применения: Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях;

• доступность: Су-Джок массажеры свободно продаются в аптеке и не требуют больших затрат.

Приемы работы Су – Джок массажером.

1.Массаж специальным шариком.

Шариком ребенок воздействует на пальчики, кисти, ладошки рук, прокатывая его между ними. У него повышается тонус мышц, происходит прилив крови к конечностям. Вследствие этого происходит улучшение мелкой моторики и чувствительности конечностей.

Свои действия с шариком ребенок может сопровождать стихотворным текстом.

Пример.

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

2.Массаж эластичным кольцом.

Ребенок поочередно надевает пружинное кольцо на пальчики, прокатывает по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появлении ощущения тепла.

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (на указательный)

Этот малыш-Алеша, (на средний)

Этот малыш-Антоша, (на безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою, друзья (на мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша, (указательный)

Эта малышка-Маша, (средний)

Эта малышка-Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа (мизинец).

4. Фразовый конструктор.

Фразовые конструкторыэто пособия, которые включают набор картинок, пиктограмм, обозначающих разные части речи (существительное, глагол, прилагательное, предлог и т. д.), из которых ребенок может составить предложение в наглядной форме. Фразовый конструктор - это наглядная опора для высказывания, формирующая у ребенка способность планировать и проговаривать последовательность слов. Важно, что при этом у детей идет не заучивание слов и предложений, а направленное формирование языковой способности.

Фразовый конструктор состоит из картинок, которые обозначают разные части речи (существительное, глагол, прилагательное, предлог и т.д.) Он необходим для запуска речи на этапе становления фразы, а также для развития уже имеющейся фразовой речи у ребенка. Также очень полезен для развития связи слов и сочетания их друг с другом. Обучать детей построению фраз с помощью различных опорных схем очень удобно.

Использование фразового конструктора способствует:

· развитию грамматического строя речи, умения логически последовательно строить предложения, структурировать высказывания;

· расширению словарного запаса.

«Фразовый конструктор» также послужит отличным помощником родителям.

Благодаря использованию этого пособия у детей ускорится процесс развития речи.



5. Игры с фонариком

(использование подсветки, автор Коняхина Н. А)

Одним из важнейших условий успешной коррекции речи детей с ОВЗ является использование в играх занимательного игрового материала.

Игры со светом для детей дошкольного возраста - это настоящая магия и волшебство!

Фонарик – это не игрушка, но любой ребенок будет рад появлению такому предмету. С помощью фонарика ребята чувствуют себя настоящими волшебниками. Ведь можно показать различных героев своими руками, запускать солнечных зайчиков, а также показывать сказки. Дети с восхищением ждут, кто же сегодня появится за ширмой?

А что если им самим стать волшебниками, и посветив фонариком на картинку, узнать, кто спрятался за ней? Если взять картинку с нарисованной травой, а сзади этой картинки поставить зайца или ежика – это могут быть игрушки или нарисованные животные и направить луч света, то зрителям сразу станет видно «Кто же спрятался в траве?» Так и появились игры с фонариком! Идея использовать фонарик в качестве подсветки обратной стороны картинки оказалась просто волшебной! Ничего сложного, а эффект сногсшибательный.

Игры с фонариком
можно подобрать для всех возрастов и по всем темам, охватывающим образовательно-педагогический процесс. Педагог может сам выбрать тему игры, ее цель и задачи.

Результатом использования таких игр является:

• повышение эмоционального, психологического благополучия;

• улучшение запоминания нового материала;

• наличие потребностей в овладении новыми знаниями.

6. Нетрадиционная техника рисования в работе с детьми с ОВЗ

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, является одним из важных и перспективных направлений коррекционно-педагогической работы.

Нетрадиционное рисование лежит в основе многих арт-терапевтических техник. Как средство коррекции психических процессов, нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха, дают свободу, вселяют уверенность в себе и своих силах, дают возможность самовыражаться.

В процессе манипуляции с нетрадиционными материалами идёт естественный массаж биологически активных точек, расположенных на ладонях и пальцах рук, что способствует развитию тактильной чувствительности, повышению уровня развития зрительно-моторной координации, коррекции мелкой моторики рук.

Экспериментируя с нетрадиционными материалами, создавая, оригинальные произведения искусства, ребенок по-новому открывает мир, что помогает активизировать и расширять словарный запас.

Рекомендуемые техники нетрадиционного рисования с детьми, имеющими общее недоразвитие речи:

v рисование пальчиками;

v рисование ватными палочками;

v рисование ладошками;

v рисование печатками и различными предметами;

v рисование восковыми мелками и свечой;

v печать по трафарету;

v набрызг;

v рисование мятой бумагой;

v аппликация из бумажных шариков;

v рисование сыпучим материалом (песок, манка, скорлупа и т. д.);

v кляксография с трубочкой.

7. Песочная терапия.

Незаменимым методом в профилактике речевых нарушений у дошкольников является песочная терапия, еще одна из разновидностей арт-терапии. Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Частичный перенос игр и занятий в песочницу даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта".

В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас - речь и моторика.

В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

Игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние ребенка. Играя с песком, ребенок может выразить свои душевные переживания, освобождается от страхов. Дети с интересом рисуют на песке - животных, буквы, цифры, свободно и не боясь ошибиться, потому что такие ошибки можно легко и многократно исправлять, обыгрывают в песке сказки, придумывают рассказы, учатся работать в коллективе. Надо только учить детей сочетать движения языка и пальцев в песке при проговаривании слогов, слов, фраз.

Очень нравится воспитанникам игры с сыпучими материалами (песок, гречка, горох, желуди, каштаны).

Примерные упражнения:

- по развитию дыхания:

«Выровняй дорогу». От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой.

«Помоги зайцу».В песке делается три-четыре углубления – «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.

«Что под песком?». Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.

«Дорога к другу».На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой.

- по развитию фонематического слуха:

«Слоговые дорожки. Рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки с изучаемым звуком.

«Археолог». Со дна таза с пеком, ребенок достает, называет и откладывает разные игрушки или предметы, в названиях которых есть дифференцируемые звуки.

- по обучению грамоте:

«Напиши на песке».Ребенок пишет заданные буквы, слоги и слова, а взрослый их читает. Допускается и обратный вариант: взрослый пишет, а ребенок читает.

«Буква потерялась». Детям 7 лет можно предложить написать на песке короткое слово (с одним слогом), пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Взрослый угадывает задуманное и написанное ребенком слово.

-по развитию связной речи

«Дорисуй и расскажи». Взрослый рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка – дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.

«Две игрушки».На песке ребенок рисует два предмета (мяч и воздушный шар). Составляя диалог (меняя голос) от имени предметов, он сравнивает их, подрисовывая в процессе речи песочную картинку.

Таким образом, применяя разные формы и приёмы организации коррекционно-образовательного процесса, мы решаем главную цель работы с детьми с ОВЗ - научить их поддерживать беседу, устанавливать контакт, передавать информацию, пересказывать смешную историю и т. д. Именно в процессе общения происходит становление ребёнка как личности, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие.

Использование разнообразных нетрадиционных методов и приёмов поддерживают познавательную активность детей, повышают эффективность освоения программного материала, предотвращают утомление.

Как показывает практика, нетрадиционные методы и приёмы являются перспективными в работе с детьми с ОВЗ.